И всё-таки – маяк или паровоз?

Этим вопросом я задался, когда вокруг дизайн-проекта, подготовленного нашим медиацентром, развернулась общественная дискуссия. А делали мы фирменный стиль конкурса профессионального мастерства “Вожатый и его команда”, который ежегодно помогает выявлять самых успешных старших вожатых школ Москвы. Главная задача, поставленная перед нами при разработке стиля звучала просто – нужно было найти такой визуальный образ, который бы наиболее точно отразил суть работы вожатого. Такой образ в итоге сложился – на логотипе конкурса появился маяк.

Развернувшаяся дискуссия связана с тем, что до ребрендинга в качестве основного символа конкурса использовался паровоз с некоторым количеством прицепленных к нему вагонов, огибающие земной шар. Скажу честно – идею сохранения этого образа мы быстро оставили. Попробую дальше объяснить, почему. Пусть многие сейчас скажут, что логотип конкурса не имеет такого уж серьёзного значения и всё равно никак не изменит его содержание. К сожалению, в нашей стране многие по-прежнему именно так относятся к визуальным материалам проектов – лишь бы что-то было. Но я последовательно отстаиваю точку зрения, что “обёртка” проектов формирует больше чем содержание – она формирует ассоциативный ряд и систему образов, воздействует напрямую на подсознание человека, задавая некую кодировку восприятия действительности.

Кто же такой вожатый? Паровоз или маяк? Он тащит за собой или указывает путь? Манипулирует или оберегает? Оказалось, что мы невзначай раскопали очень важную и актуальную тему для дебатов в профессиональном сообществе.

Давайте на секунду абстрагируемся от темы и представим себе паровоз с вагонами. Это что-то тяжёлое, основательное, от него валит пар и большое усилие требуется, чтобы он начал движение. Кстати – двигаться он может только по заранее проложенным кем-то рельсам, то есть гибкости и мобильности ему явно не хватает. А что с вагонами? Они просто вынуждены ехать туда, куда движется локомотив. Получается эдакая двойная манипуляция – сначала кто-то задаёт траекторию движения паровозу, а он, двигаясь по ней, в свою очередь тащит за собой вагоны. Не буду переводить тему обратно к вожатству, потому что описать это в рамках педагогики, а в особенности тех её трендов, которые актуальны для работы с современными подростками, вряд ли представляется возможным. Скорее это какая-то вероятная изнанка профессии.

Да, Паровозик из Ромашково был очень романтичным героем. Но расписание и гнев пассажиров и его возвращали на рельсы реальности.

Вожатый, который действительно нужен детям, а не приставлен к ним для реализации чьих-то планов, является для них скорее ориентиром. Он никуда их не тащит. Настоящий вожатый – это Педагог, сопровождающий ребят по жизни, дающий советы, тонко чувствующий состояние коллектива, но всё-таки дающий возможность ошибаться. Без ошибок не придёт опыт, а именно его и необходимо приобрести тем, кто уже в школе проявляет социальную активность. Вожатый всегда начеку, но лишь направляет и предостерегает. А главное – даёт педагогическую оценку возникающим жизненным ситуациям и организует работу так, чтобы школьники выходили из них, сформировав верные выводы. Это своего рода ментор, наставник. Лидер ли он? Безусловно. Лидер харизматичный, признаваемый коллективом и главное – уступающий дорогу тем, кто действительно готов проявить себя в коллективе. Маяк? Да. Для нас ответ оказался очевидным. Но дискуссию мы уж точно не закрываем.

Читая эту короткую и немного сумбурную статью, каждый уже склонился к какой-то из сторон. Может поделимся мнениями? Интересная ведь тема. Ждём комментариев.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Need for speed 2017 скачать торрентом механики с таблеткой, need for speed payback скачать торрентом с таблеткой - nfs payback repack скачать